Анализ проблем развития рынка добровольного медицинского страхования в России
Финансовая газета,
2 декабря 2001 г.
Рынок ДМС: маркетинговые и правовые аспекты 6720 просмотров
Медицинское страхование по праву считается основным генератором развития рынка добровольного личного страхования в России (разумеется, без учета страхования жизни, специфика проведения которого в нашей стране всем известна). Продвинувшись на рынке одними из первых, продукты добровольного медицинского страхования (ДМС) остаются и сегодня весьма популярными у потребителей. ДМС в силу большого разнообразия предлагаемых программ медицинского обслуживания можно назвать и самым демократичным видом страхования. Каждый клиент может выбрать наиболее подходящий для себя продукт в зависимости от его финансовых возможностей и индивидуальных потребностей в страховой защите: «элитные» и общедоступные услуги, разные условия по объему предоставляемых услуг, сроку страхования, порядку оплаты и т.п. Таким образом, различные категории пациентов получают доступ к дополнительным медицинским услугам, которые не покрываются полисом обязательного государственного медицинского страхования.
Проведенный на основе выборочного маркетингового исследования анализ рынка ДМС показал, что, несмотря на колебания налогового законодательства, страховые компании считают данный рынок перспективным в силу устойчивой востребованности этих продуктов у потребителей. Более того, рынок ДМС, в теории считающийся вторичным по отношению к рынку медицинских услуг, на практике выполняет сегодня роль одного из основных источников экономических изменений в сфере платной медицины и организатора движения финансовых потоков.
Продукты ДМС включают три основных типа покрытий — амбулатория (обслуживание в поликлинике), стационар (лечение в больнице, а также услуги по госпитализации, необходимые операции и пр.), санаторно-курортное обслуживание. Еще несколько лет назад, проводя анализ продуктов по ДМС, эксперты ограничивались этим классическим набором, поскольку специальные медицинские услуги были не так популярны, как сегодня. Отдельные компании дополняли минимальный набор специальными продуктами, например страхование медицинских услуг в связи с беременностью и родами, лечением хронических заболеваний в специализированных медицинских учреждениях и т.п. Однако системного характера такие действия не носили, поскольку продукты были дороги, а их качество не соответствовало цене.
Первые два типа — это классические страховые услуги, которые пользуются стабильным спросом многие годы и гарантированно будут приносить прибыль страховщикам в будущем. С санаторно-курортным обслуживанием дело обстоит сложнее — налоговым законодательством оно выведено из сферы действия налоговых льгот (оплату санаторно-курортных путевок можно принимать за оплату медицинских расходов только в случае, если с санаторно-курортными учреждениями заключен договор на медицинское обслуживание и эти учреждения имеют лицензию на медицинскую деятельность).
Ценообразование на рынке ДМС имеет ряд особенностей. Прежде всего следует обратить внимание на то обстоятельство, что высокая цена не всегда является реальным показателем полезности и качества медицинской услуги. На удорожание полиса влияют и такие факторы, как репутация и престижность поликлиники, количество пациентов (так называемый эффект экономии на масштабах — чем больше пациентов, тем дешевле обслуживание каждого, и, напротив, сугубо индивидуальный подход приводит к повышению цены), организация производственного процесса в медицинском учреждении (большие объемы площадей и мощностей, нерациональная загрузка персонала ведут к удорожанию полиса), наличие оборудования и сроки его приобретения, количество и квалификационные особенности персонала и пр.
Расширенное покрытие также не всегда является положительным моментом, поскольку не все включенные в программу услуги бывают действительно необходимы клиенту, а платить за них приходится в любом случае. Так что правило «здоровье не купишь» подтверждает свою достоверность — быстрота и гарантированность излечения пациента не находится в прямой зависимости от того, сколько заплачено за его медицинский полис. В связи с необходимостью представлять более узкое, а значит, и более дешевое покрытие, соответствующее потребностям конкретного клиента, начал активно развиваться сектор специальных медико-страховых услуг.
При выборе медицинского учреждения в период становления рынка ДМС страховщики и страхователи отдавали предпочтение престижным поликлиникам или больницам, не вникая в их фактическое состояние дел и материальной базы, что часто приводило к отрицательному результату — клиент, купивший дорогой полис, оставался недоволен обслуживанием и разрывал отношения со страховщиком. Сейчас главное — эффективность работы медицинского учреждения. В связи с этим основная проблема, которой озабочены страховщики, — это удешевление стоимости медицинского страхования для клиента. Возможны два пути: снижение себестоимости традиционного полиса и создание принципиально новых удешевленных продуктов. К последней группе относятся полисы типа «Семейный врач», «Офисный врач» и т.п. Экономия происходит за счет того, что услуги на первом этапе осуществляет так называемый врач общей практики, совмещающий функции терапевта, отоларинголога, офтальмолога и др. и имеющий современное портативное медицинское оборудование, и только при обнаружении серьезной патологии пациент направляется к специалистам для углубленного обследования и лечения. Такой полис позволяет экономить до 30% затрат на медицинское обслуживание.
К числу специализированных продуктов следует отнести и большое число появившихся медицинских страховых программ в сфере охраны материнства и детства — полисы для женщин и детей разного возраста, различающиеся по объему предоставляемых медицинских услуг, стоимости и т.п.
К новым для России продуктам относятся и предложенные в последнее время крупными компаниями продукты по страхованию от критических заболеваний (такие жизненно опасные болезни, как инфаркт, инсульт, рак, СПИД и пр.). По российской классификации они находятся на стыке ДМС и страхования от несчастных случаев и болезней. Их преимущество заключается в том, что, выплачивая сегодня небольшой взнос, страхователь гарантированно защищает себя от возможных в случае такого заболевания расходов, размер которых значительно превышает накопления среднего россиянина. Естественно, страхование не действует, если на момент заключения договора о заболевании уже было известно. На Западе потребительские предпочтения отдаются именно этой группе полисов, она по популярности опережает даже традиционные полисы амбулаторного обслуживания. Это вполне понятно, если учесть, что вероятность страхового случая, с одной стороны, достаточно ощутима, чтобы страхователь его опасался и положительно воспринимал страхование как способ защиты от него, а с другой — не настолько велика, чтобы повышенные тарифы делали страхование слишком дорогим и отталкивали клиента. В свою очередь расходы, от которых избавляет пациента такой полис, весьма значительны. Таким образом в этом виде страхования в наибольшей степени реализуется сущность рискового страхования — временная и пространственная раскладка ущерба от случайных событий, чрезвычайного для индивидуума, но нормального для объединившей взносы большого числа клиентов страховой компании. Кроме того, западные страховщики часто привносят в медицинское страхование накопительную составляющую — можно капитализировать взносы за ряд лет. Однако не следует забывать, что в отличие от российского рынка за рубежом основная доля поступлений и выплат по ДМС приходится на индивидуальные договоры физических лиц, а не на коллективные договоры страхования работников предприятий. Продукты страхования на случай лечения смертельно опасных заболеваний рассчитаны в первую очередь на индивидуальных страхователей, что осложняет их продвижение на российском рынке.
С преобладанием в России коллективных договоров ДМС связана и еще одна проблема, на этот раз из области налогового права. Как известно, в п. 5 ст. 213 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) говорится о том, что при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц не учитываются суммы страховых взносов, внесенные за физических лиц из средств работодателей, если страхование работников производится работодателями на основе договоров добровольного страхования, предусматривающих выплаты в возмещение вреда жизни и здоровью и (или) оплату страховщиками медицинских расходов застрахованных физических лиц при условии отсутствия выплат застрахованным. Данная норма содержит неопределенность в части того, считаются ли выплатой застрахованным лицам любая страховая выплата, ушедшая со счета страховщика (включая расчеты за предоставленные медицинские услуги с медицинским учреждением), или только прямые денежные выплаты непосредственно застрахованному лицу (например, компенсация произведенных расходов на лечение от опасных заболеваний по продукту, рассмотренному выше). Строго говоря, если в зависимости от типа договоров ДМС и содержащихся в них условий о порядке оплаты возможно и то, и другое, тогда логично, что норма НК РФ относится только к выплатам, осуществляемым наличными деньгами застрахованному лицу.
Однако в письме МНС России от 14.08.01 г. № ВБ-6-04/619 установлено, что выплаты по договорам ДМС могут быть только страховыми и производятся посредством предоставления застрахованному физическому лицу медицинской помощи определенного объема и качества или иных услуг по соответствующей программе ДМС. Выплата такому застрахованному физическому лицу страховой суммы Законом Российской Федерации от 28.06.91 г. № 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» не предусмотрена. Это значит, что взносы по ДМС, внесенные работодателем за работника, облагаются налогом на доход физического лица по ставке 13%, «если это лицо получало медицинскую помощь (медицинские услуги) во исполнение названного договора добровольного медицинского страхования независимо от стоимости полученной помощи (медицинских услуг)», т.е. всегда, кроме случаев, когда работник не обращался за медицинской помощью в период действия договора. Таким образом, МНС России определило, что единственно возможной формой выплат в ДМС является предоставление физическому лицу медицинской услуги, что входит в противоречие с нормами Гражданского кодекса Российской Федерации, Законов «Об организации страхового дела в Российской Федерации», «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» и Условий лицензирования страховой деятельности на территории Российской Федерации. Кроме того, изложенное в письме № ВБ-6-04/619 противоречит и собственной позиции МНС России, отраженной в другом письме МНС России от 19.06.01 г. № СА-6-07/463, где в ответе на 10-й вопрос в ходе комментария к п.п. 7 п. 1 ст. 238 НК РФ (по единому социальному налогу) говорится буквально следующее: «Если по договору в ходе добровольного медицинского страхования работников предусмотрены выплаты денежных средств застрахованным работникам, то на суммы страховых взносов (платежей), перечисленных организацией-работодателем в страховую медицинскую организацию, начисление единого социального налога должно быть произведено в общеустановленном порядке организацией-работодателем, которая произвела перечисление средств в страховую компанию», т.е. возможность денежных выплат по ДМС допускается.
Таким образом, имеются противоречия, источником которых является двусмысленность положений п. 5 ст. 213 НК РФ. Однако согласно п. 7 ст. 3 НК РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика, поэтому правомерность обложения налогом на доходы физических лиц взносов работодателей по договорам ДМС, которые не предусматривают выплат иных, чем «натуральные», т.е. безвозмездное предоставление услуг медицинским учреждением, с которым рассчитывается страховщик (безналично), представляется спорной. Вызывает сомнение и другое: как может быть проверен факт обращения каждого застрахованного лица в медицинское учреждение (а именно это обстоятельство в письме № ВБ-6-04/619 считается критерием «облагаемости» страхового взноса).
Во избежание проблем, вызванных несоответствиями, которые содержат нормативные акты, в подходах к определению факта получения работником материальной выгоды при страховании его работодателем по ДМС можно использовать при оформлении таких операций механизм материальной помощи работникам и заключение индивидуальных договоров страхования граждан.
Итак, на основе анализа ситуации на рынке ДМС невозможно сделать окончательного вывода о роли и месте страховых компаний в системе медицинского обслуживания, а также о позиции государственных органов в этом вопросе. С одной стороны, практика успешной работы страховщиков в области медицинского страхования подтверждает, что их роль не ограничивается простым посредничеством, выполнением функций связующего звена между медицинскими учреждениями и населением. Инициируя создание и продажу новых продуктов ДМС, страховщики способствуют развитию коммерческой медицины в стране, росту объемов предоставляемых услуг и повышению их качества. С другой стороны, принимаемые государственные решения в области налогообложения не относятся к стимулирующим развитие медицинского страхования, по крайней мере добровольного. И наконец, принципиально новые тенденции возникнут на рынке с переходом на систему обязательного медико-социального страхования. Однако уже сейчас можно говорить о том, что добровольный сектор медицинского страхования давно вышел за рамки «дополнения» к обязательному и начал активно развиваться.
М. ЖИЛКИНА, к.э.н., консультант Общества страхователей
Вся пресса за 2 декабря 2001 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Страховое право, Исследования, Маркетинг, Добровольное медицинское страхование
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
9 января 2025 г.
|
|
Казахстанский портал о страховании, 9 января 2025 г.
Наводнения стали причиной 78% глобальных потерь в страховой отрасли в 2024 году
|
|
Эксперт Online, 9 января 2025 г.
Общемировой ущерб от стихийных бедствий в 2024 году достиг $320 млрд
|
|
РИАМО, 9 января 2025 г.
Долевое страхование: эксперт рассказал о ключевых рисках нового инструмента
|
|
Казахстанский портал о страховании, 9 января 2025 г.
Цены на коммерческое страхование упали впервые с 2017 года
|
|
Коммерсантъ онлайн, 9 января 2025 г.
Климат бьет по кошельку
|
|
71.мвд.рф, Тула, 9 января 2025 г.
Полиция Тульской области и «Тулэнерго» сообщает о новом виде мошенничества!
|
|
БелТА (Белорусское телеграфное агентство), Минск, 9 января 2025 г.
Взносы страховых организаций Беларуси за январь-ноябрь 2024-го выросли на 17,9%
|
|
КрымPRESS, 9 января 2025 г.
Экспертное мнение: какие изменения планируются в сфере ОСАГО в 2025 году?
|
|
Псковское агентство информации (ПАИ), 9 января 2025 г.
Как автовладельцам получить возмещение по ОСАГО онлайн, рассказали в Банке России
|
|
Парламентская газета, 9 января 2025 г.
Россиянам с 1 января начали продавать полисы долевого страхования жизни
|
|
Казахстанский портал о страховании, 9 января 2025 г.
Страховщики и бизнес сталкиваются с растущей угрозой терроризма
|
|
Газета.Ru, 9 января 2025 г.
В России начали продавать новый вид страховок
|
|
Финмаркет, 9 января 2025 г.
В России на конец 2024 года количество действующих страховщиков составило 131
|
|
Российская газета, 9 января 2025 г.
Началась продажа полисов долевого страхования жизни
|
|
Коммерсантъ, 9 января 2025 г.
Страховщики присматриваются к управлению
|
|
Конкурент, Владивосток, 9 января 2025 г.
Теперь обязательно для страховщиков. Всем водителям важно это знать
|
|
Татар-информ, Казань, 9 января 2025 г.
Ольга Павлова: Страховщики не должны считать последствия атак БПЛА форс-мажором
|
 Остальные материалы за 9 января 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|